суббота, 1 марта 2014 г.

Бессмертен, как мечта

Учитель русского языка и литературы Яремко Ю.Ю.

16 марта исполнится 130 лет со дня рождения советского писателя – фантаста Александра Беляева. Судьба писателя поразительна, хотя родился он Смоленске – небольшом захолустном городке, в семье священника.

Самой заветной мечтой мальчика было научить летать. Поэтому однажды он залез на крышу сарая и прыгнул. Он был уверен, что полетит.
Но он не взлетел, а упал и разбился. Но этот прыжок, как вспышка молнии, обнажил самое сокровенное – мечту о полете, мечту о беспредельной силе человеческих возможностей.
Через много лет на писателя обрушивается  болезнь – туберкулёз позвоночника. Она притаилась в его теле с тех пор, как Беляев упал в своем неудавшемся полете. 
Он был прикован к постели три долгих года. Тело казалось ему мертвым,  жила только  мысль, неукротимый человеческий дух. “ Я переживал ощущение головы без тела, “ - написал он позже об этом страшном времени. Но писатель боролся. Он искал выход. Он читал книги по медицине, по биологии, рылся в старых журналах, искал и думал. Вот он, живой человек, полный сил, страстного желания жить, а рядом на кровати, как что-то отдельное, медленно умирает его собственное тело. В сказках, которые были его вторым миром, смерть отступила перед живой водой. Неужели наука бессильнее сказки? Он мечтал о том ещё не известном учёном, который откроет секрет обновления жизни. Этот человек скажет людям, что можно дать человеку новое тело, если старое его подвело, можно вооружить человека против бессмысленной преждевременной смерти. В книгах он нашёл описание старых опытов Броун – Секара, пытавшегося оживить умершие органы. Значит, это возможно! Пусть не сегодня, не сейчас, но наука уже взялась за это!
Он видел себя в облике фантастического учёного – благородного и самоотверженного. Передавал ему свои размышления о несправедливых страданиях людей. Наделил его своими переживаниями «головы без тела». Шаг за шагом прослеживал удивительную историю своей вымышленной жизни, которая должна была окончиться торжеством мечты.
Едва оправившись от болезни, Беляев начинает работать над первым своим романом – «Голова профессора Доуэля». Он понимает, что его книга будет фантастической. В то же время он чувствует, что она не будет похожей на фантастику любимых писателей – Жюля Верна и Уэллса. Как ни громаден был талант этих людей, они не могли помочь Беляеву в то время, когда он мучительно искал свой путь.
Главный герой романа – профессор Доуэль, совершивший фантастическое открытие, научившийся поддерживать жизнь отделённой от тела человеческой головы. Доуэль, конечно, из плеяды мечтателей – он хочет, чтобы его открытие осчастливило людей, уничтожило страх перед бессмысленной смертью. Рядом с ним он поставит  ученика, профессора Керна, обманувшего Доуэля, укравшего его открытие. Но Керн не может, не должен победить. Победить должно добро, а не зло, правда, а не ложь. Итак, через тысячи препятствий, наперекор злой воле Керна, ценой жизни самого Доуэля его открытие должно пробиться к людям.


К Беляеву пришла уверенность, что он нашёл что-то очень важное для людей. Он начал понимать, что такие книги очень нужны, потому что затрагивают самые глубокие, сокровенные струны человеческого воображения, помогают людям в реальной жизни преодолевать трудности, бороться со злом, становиться лучше.
И вместе с тем пришла первая творческая неудовлетворительность. Лучше, чем другие, он видел, как много потерял, торопясь передать людям волновавшие его мысли и чувства. В своей книге он угадывал только слабые контуры всего передуманного. Больше всего его волновала оставшаяся невысказанной сложности того узла событий, которые должны были завязаться вокруг фантастической научной проблемы книги. События как будто развивались сами по себе, а научная проблема оставалась в стороне от них, волнующая, загадочная и нераскрытая. Эти две линии – научно – фантастическая и приключенческая – шли как бы порознь, сосуществовали, не сливаясь. Беляев окунулся в поиски. Мысль о бессмертии человеческого духа, о необходимости искать новые пути для духовных и физических возможностей человека – всё это, так неясно ещё выраженное в первом романе, постепенно всё отчётливее звучит в дальнейшем  творчестве писателя.
Великая Отечественная война застала Беляева неизлечимо больным. Он умер 6 января 1942 года от голода в оккупированном фашистами Пушкине, твёрдо веря в победу своего народа. Незадолго до смерти, 26 июня 1941 года, он публикует в газете статью, клеймящую позором фашистских варваров.
Писатель создал произведения, которые проникнуты идеей добра, мира, социальной справедливости, светлым оптимизмом. Недаром фашисты многих стран сжигали книги Беляева.
Беляев дорог и нужен читателям, потому что он мечтает вместе с ними. Его романтическая сказка – мечта волнует сердца, наполняет жизнь радостным ожиданием великих свершений. Рассказывая о венерианских ящерах и летающем юноше, о повелителе мысли и о покорителях Арктики, он рассказывает о самом главном в человеке – о необходимости всегда и везде непримиримо сражаться за мечту против равнодушия, за добро против зла. «Бороться и искать, найти и не сдаваться», - таков был девиз писателя.

В наши дни книги Александра Беляева, переведённые на многие языки, заслуженно заняли место в ряду лучших произведений мировой литературы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий